Паломничество-древняя душеспасительная традиция православных христиан.
В нашем Богом спасаемом Отечестве паломничество уже давно приобрело массовый характер.
Сегодня возрождается традиционная форма паломничества. Физкультурно - оздоровительная школа,
при Дворце культуры Минского автозавода, плодотворно сотрудничая с паломническим отделом при
Минской епархии, неоднократно совершала паломнические туры к святыням родной Белоруссии.
В июне 2010 года Паломнический отдел организовал поездку в Болгарию - в древний Анхиало
(Поморие)- монастырь Святого Великомученика Георгия.
Считается, что христианство проникло в эти места еще в конце 1 века.
По преданию св. апостол Андрей по дороге в Киев проходил через этот черноморский город,
который был тогда большим административным и портовым центром в границах Римской империи.
Несмотря на гонения на христиан, уже в 3 - 4 веках были сведения о церквях в городе.
В 5-6 веках Анхиальская церковь провозглашена как архиепископия. Христианство уже являлось
официальной религией в восточной Римской империи - Византии. По преданию, уже в 7 веке на этом
месте существовал храм или монастырь, посвященный Святому Великомученику Георгию.
Год основания этой обители неизвестен, однако предполагается, что он был основан в начале
XIX века. На месте монастыря земля принадлежала турецкому бею - Селиму, который страдал от
неизлечимой болезни. У него работал некий болгарин, которому приснился сон, что в
определенном месте есть чудотворный источник, вода которого способна исцелять болезни.
Сначала болгарин не обратил внимание на сон, но во сне ему стал являться прекрасный всадник
на белом коне - Святой Георгий Победоносец.
Растревоженный снами болгарин раскопал место и нашел мраморный барельеф святого Георгия.
Когда он достал барельеф, на месте стала струить вода - он обнаружил чудотворный источник.
Он рассказал своему господину о снах и находках. Селим бей удивился и вызвал местного
православного владыку. Он прочитал над ним молитвы, после чего окропил,
Селим бея водой из источника и Селим бей выздоровел. Пораженный чудом Селим бей крестился
сам и вся его семья. На земле около источника был построена часовня, а затем и монастырь,
земли же Селим бей подарил монастырю. По преданию первым настоятелем обители и стал сам
Селим бей.

Наверняка паломникам будет интересно знать информацию о маршруте всей поездки.
Комфортабельные автобусы, опытные болгарские водители и сопровождающий минской тур.
Фирмы обеспечат вам зеленый коридор проезда через многочисленные пограничные посты.
С а/с. Дружная г. Минска автобус отправляется в 20-00. Маршрут автобуса пролегает через границу
Беларуси и Украины в районе Бреста, до него 5-6 часов езды. Далее 10 часов автобус идет по
дорогам Западной Украины. Украинские дороги, как известно, напоминают езду по стиральной доске.


Зато вас приятно поразит придорожная чистота, так не свойственная Восточной Украине,
а также количество православных и католических храмов, почти в каждом населенном пункте.
Их величественный и ухоженный вид вызывает уважение. Дорога проходит по центральной улице
г. Черновцы - это старинная брусчатка и дома старинной архитектуры, уходящая в гору.


От границы Беларусь-Украина 10 часов - по Западной Украине до границы Украина - Румыния,
10 часов по Румынии до границы Румыния-Болгария, 5-6 часов по Болгарии до Солнечного берега.
В общей сложности дорога занимает ночь-день-ночь и долгожданным утром вы в Поморие.


Наше трудное автобусное путешествие из Минска в Поморие окончилось у больших ворот монастыря.
Нам на встречу, вышел монах Отец Атанасий и по его распоряжению трудница Екатерина
разместила, нашу группу из 18 человек по кельям. Уютные комнаты, на 2 или 3 человека в
каждой душ и туалет, в некоторых кельях телевизоры. Иконы на стенах настраивали на молитву,
ведь паломничество, в отличие от туризма всегда имеет, одну основную цель - поклонение
святыне, а это связанно с большой и напряженной духовной работой, с молитвами и
богослужениями.
Вечером при встрече с настоятелем монастыря Архимандритом Иеротеем мы получили
благословление на жизнь в монастыре, попросив послушание. Иногда паломничество связано
с физической работой, когда трудникам (так называются эти паломники) приходится выполнять
физическую работу в святых местах.

Нам поручили поливать цветы, которые были расставлены по всему двору в горшочках,
на лестнице и подоконниках. На территории монастыря миниатюрный птичник - курица с
цыплятами и индюки с индюшатами, за которыми очень трепетно ухаживает отец Атанасий.
Незначительная помощь по уборке курятника зачлась Галине и Валерию, как послушание.
Надежда поравняла землю в полисаднике, а цветы в горшочках каждый вечер поливал дождик.
Утро в храме начиналось зовом на утреннюю службу - стуком колотушкой и звоном в колокола.


Службы в храме проводились утром в 6-30 и вечером в 17-00.
Вода из источника на территории монастыря имеет животворящую силу, пить ее полагалось после
утренней молитвы. В конце службы всегда выносился волшебный ящичек, из которого выдавалась
частичка просфоры.
Очень важно, что человек несёт с собой в душе во время паломничества к святыне, насколько
он искренен. Если он приходит только ради любопытства или чтобы познать новое, это не
паломничество, а религиозный туризм. А если человек прибывает к святому месту с трепетной
молитвой и мольбой к Господу нашему Иисусу Христу и Пресвятой Богородице, исходящей от самой
души, с верою, то человек получает в святом месте особую Божию благодать.

В службе были заняты все свободные от послушания монахи. Всего в обители живут и трудятся
5 монахов, во главе с Архимандритом Иеротеем. Хочется отметить необычное пение монахов.
Завораживает молитвенное пение монаха с использованием национальных мотивов. Оно сильно отличается от многоголосого пения в наших монастырях.
Легкий завтрак и до обеда свободное время. Море через дорогу от монастыря в пяти минутах
ходьбы, не совсем оборудованный волнорез вполне устроил неприхотливых паломников, а для желающих
отдыхать комфортно благоустроенный пляж, через 300 метров.
Вдоль дороги лотки с фруктами поражающие обилием: крупная черешня, сочные помидоры, янтарные
персики, бархатные абрикосы, клубника и малина, арбузы и дыни - спелые, ароматные и свежие.
А цены?!! 1 евро за килограмм! Самый дорогой товар. В перерасчете на наши деньги фантастически
дешево.
Завтраки, обеды и ужины проходили в специально подготовленном для нас помещении - трапезной.
Ну, а мы, минские паломники, были приятно удивлены, увидев все это фруктовое великолепие на
столе в монастырской трапезной. Петровский пост, в монастыре, настораживал многих абсолютно
напрасно. Еда была разнообразная, вкусная и много. Овощи и фрукты в изобилии. Каждый из нас
ощутил отеческую заботу настоятеля, помощь и поддержку остальных насельников монастыря.
Доброта и внимание просто изливались на каждого из нас, просьбы и пожелания тут же
учитывались и исполнялись.


Наше желание посетить близлежащие монастыри и поклониться святыням в них благословил
Архимандрит Иеротей, с его помощью была организована экскурсионная поездка по трем ближайшим
монастырям. Нас сопровождал самый молодой монах монастыря - отец Атанасий.
Невозможно до конца понять историю болгарских монастырей, не вникнув в глубину исторических
судеб болгарского народа. Монастыри Болгарии с самого их основания представляли собой нечто
больше чем религиозные институты, они были очагами письменности и просвещения, храмами искусств
и памятниками архитектуры. Монастыри были орудием в руках философов, писателей, просветителей,
призванных ковать за монастырскими стенами не только религию, но и культуру народа, впоследствии
переросшую в национальное самосознание, которое помогло болгарскому народу уцелеть, выжить,
сохранить свою сущность и веру в жестокие пять веков чужеземного ига. Это летопись величайших
испытаний, выпавших на долю Болгарии.
Сто двадцать монастырей, сохранившихся до наших дней, являют собой живую летопись веры,
культуры, творческого созидания, становления и роста самосознания болгарского народа, летопись
его дум и чаяний.
И мы отправились в Бачковский монастырь в сопровождении Отца Атанасия.

Бачковская обитель находится в долине Чепеларской реки, известной еще под именем Чая,
на берегу реки Асеницы, в 29 километрах от Пловдива, на десятом километре от Асеновграда.
Огражденная живописными Родопскими холмами, монастырь превратился в развитой туристический
объект с множеством магазинчиков и различных заведений, которые протянулись вдоль пешеходной
аллеи. На продажу выложено тут буквально все, чем богато это место, и нигде это больше не купить -
травы, домашние сладости из диких плодов, козье и буйвольское кисело мляко и сирене, родопские
овечьи одеяла.
Но весь этот колоритный импровизированный базар бледнеет перед внушительным массивным зданием
Бачковского монастыря.

Монастырь имеет сложную и противоречивую историю. Он был основан в 1083 году Григорием
Бакурианом, грузином по происхождению. Согласно "типику" (уставу), монастырь получил полное
самоуправление, его братия состояла из монахов-грузин числом не более пятидесяти. Бачковский
монастырь владел большими богатствами, его земельные угодья простирались до самой Солуни
(Салоник).
В 1344 году царь Иван Александр, утвердив свою власть над Родопами, населил монастырь монахами -
болгарами, щедро одарив его. В притворе верхнего этажа Бачковской усыпальницы изображены царь
Иван Александр, а также основатель монастыря Григорий Бакуриан и его брат. Церковь - усыпальница
- единственное здание, уцелевшее после разрушения монастыря в 16 веке.
Бачковский монастырь уцелел в первые годы завоевания страны османами, в него был сослан
последний болгарский патриарх Второго Болгарского государства - патриарх Евфимий, который
продолжал в его стенах свое большое литературно - просветительное дело. В лихую годину массового
обращения населения в мусульманство, монастырь был разрушен, однако к концу 16 века снова
восстановлен. В 1601 году была построена трапезная, а в 1604 года - главная церковь Успения
Пресвятой Богоматери.
В эпоху национального Возрождения Бачковский монастырь не раз являлся местом массовых
паломничеств. В 1837 году было принято решение о сооружении нового храма - церкви св. Николы.
В 1840 году ее стены были расписаны известным художником эпохи болгарского Возрождения Захарием
Зографом.

Особо чтимая святыня монастыря - чудотворная икона Богородицы "Умиление", принесенная в
дар монастырю двумя грузинскими путешественниками в 1311 году.
К сожалению на территории монастыря запрещено фотографировать. Мы помолились
у чудотворной иконы Божьей матери, приложились к мощам и отправились в Араповский монастырь
"Святой Недели".
Мы вернулись в Пловдив по живописнейшим местам с горными реками и водопадами, протряслись
по ухабистой не езженной дороге и оказались у стен древнего монастыря.


Араповский монастырь "Св. Недели", в котором живет и трудится только один монах - Отец Кирилл.
Араповский монастырь "Св. Неделя" находится в 8 км. к северо-востоку от Асеновград, одним из
немногих монастырей в Болгарии, которые построены вне горы. Согласно легенде, вода из ближнего
источника исцелила любимую жену местного турецкого правителя. Из благодарности он разрешил
построить монастырь в 1856 году. Источник вне монастыря и там тоже построена часовня.
Церковь монастыря была построена в 1859 году. Шесть каменных колонн поддерживают купол и оно,
как и пол покрыты мраморными плитами. Иконостас и иконы работы мастера Узунов.
Фрески были сделаны знаменитым художником эпохи Возрождения Георги Ганчев - Зографина,
близкий друг Апостола Болгарской свободы -Васил Левски. Изображены святые братья Кирилл и
Мефодий.

Этот монастырь поразил нас своими размерами, историей, росписью храма и самоотверженностью
единственного монаха.
Вскоре после основания первых монастырей на болгарских землях судьба распорядилась,
чтобы они были втянуты в острые политические конфликты, имевшие в эпоху средневековья
единственное разрешение: один из противников был разгромлен и порабощен другим...
А соперником Болгарии была сама Византия. По вполне объяснимым причинам монастыри -
центры создания письменности и литературы болгарского народа - стали оплотом его самых
сокровенных чаяний и надежд. На стенах этого монастыря фрески рассказывающие о жизни
Кирилла и Мефодия. И потому без преувеличений можно сказать, что монастыри -это сама
болгарская история, начиная с их деятельности по утверждению славянской письменности и
культуры, с их важной роли в борьбе против византийских поработителей /11-12 вв./ и
кончая славными, исполненными трагизма страницами, которые были вписаны не только
монастырями, но и всем болгарским народом в историю противостояния игу /14-19 вв./.
Это летопись величайших испытаний, выпавших на долю Болгарии.

Испив воды из святого источника, мы попрощались с отцом Кириллом и отправились в еще
один монастырь - женский Рождества Пресвятой Богородицы.


Женский монастырь "Рождество пресвятой Богородицы".
Мы приехали в эту обитель к началу вечерней службы. Очень уютная, благоустроенная
территория, источник со святой водой, маленькая церковь, при входе в которую, по- домашнему,
оставляли обувь.
Монастырь расположен в 6км. от г. Ямбол. Монастырский двор просторный, рассчитан на
большое количество посетителей, с множеством зелени и цветов.
Монастырь - женский, храмовый праздник 8-го сентября привлекает много богомольцев.
Предание говорит, что в (4-5в.) г. Кабиле был религиозным центром, а на расстоянии
1 км. от него находился женский православный монастырь с целебным источником.
Во времена турецкого рабства в 14 веке монастырь был разрушен, но память
о целебном источнике передавалась из поколения в поколение. В 1918 г.
Мария Маринова из Сливен снова открыла святой источник, увидев пророческий сон.
На этом месте в 1919 г. началось строительство монастыря и продолжалось до 1944 г.


Ожидание исповеди возле приемной у настоятеля


Торжественная служба в праздник Петра и Павла, завершающая пост.


Несебр. Еще одна поездка по болгарским святыням.


Лежащий на маленьком каменистом полуострове к северу от Поморие и Бургаса, город-музей Несебр
(Несебыр, древняя Месембрия) - один из древнейших городов Европы, находящийся под эгидой ЮНЕСКО.
Здесь множество маленьких церквей, среди которых наиболее привлекательны церковь Св. Стефана
(XI в.) и известная своей чудотворной иконой церковь Св. Богородицы, а также очаровательная
старая мельница, узкие, мощеные булыжником улочки, ласковое море, причудливые белые скалы и
широкие песчаные пляжи, окаймленные песчаными дюнами.
Вот и наш отпуск подошел к концу. Теплое прощание.


Памятные сувениры и благословение на дорогу домой.
В нашей жизни постоянно что-то происходит: куда- то спешим, что-то делаем, куда-то
ходим и ездим и все, это кажется, кажется очень важным. Но проходит время, оглядываешься
назад и вдруг понимаешь, что это просто суета, а самые незабываемые воспоминания и
яркие впечатления остались только от паломнической поездки, каждая из них бывает
необычной. Встречи и беседы со священниками, история и жития святых укрепляют веру и
духовность. Огромная благодарность всем кто организовал нам эту поездку и тем кто
разделил с нами труд паломничества. Слава Богу за все!
Паломники: Галина Митько
Нина Скамейка